Сакен Сейфуллин – писатель революционер

Сакен Сейфуллин – писатель революционерВ 94-ом году позапрошлого века в глухом кочевом ауле современной Карагандинской области родился маленький Садвакас. Неспокойное время начала 20-ого века воспитало Сейфуллина революционером, борцом за то, что было в то время чем-то сказочным и существовавшим лишь на бумаге – права человека. Именно те права, которые нужно не выпрашивать, а брать силой — силой слова, мысли, а примером в этом может служить жизнь простого казахского парня, чьё имя стало легендарным.

В год первой русской революции Сакен Сейфуллин поступил в русско-казахскую школу при Спасском медеплавильном заводе, где проучился три года, затем учился в Акмолинской приходской начальной школе и Акмолинском трёхклассном училище. Для того времени молодой Сакен имел весьма неплохое образование, что позволило восемнадцатилетнему пареньку обучать русскому языку учеников медресе, где мусульман обучали лишь Корану – слову божьему. Желание учить людей чему-то новому привело Сакена Сейфуллина в Омскую учительскую семинарию. А в 20 лет уже становится соруководителем культурно-просветительского общество «Бирлик» в городе Омске и в это же время выходит его первый сборник стихов «Минувшие дни». В 1916 году Сакен Сейфуллин осветил народно-освободительную борьбу казахского народа в своём стихотворении «Волнение», а в 1917 году – Февральскую революцию в стихотворении «Спешно собрались мы в поход». В год Великой Октябрьской революции создаёт общественно-политическое движение «Молодой казах», сам Сакен был тогда ещё 23-летним молодым издателем газеты «Жизнь».

В первые дни революции Сакен Сейфуллин обращается к своим ровесникам и согражданам с призывом участвовать в революции, помогать ей и бороться за свою Родину, за новую жизнь в первом произведении казахской литературы «А ну ка, джигиты!».

Призывая молодёжь на борьбу, Сакен сам показывает пример и в первый год революции, когда в Акмолинске устанавливается Советская власть, Сейфуллин становится членом президиума Акмолинского Совдепа и становится наркомом просвещения. Но на этих постах пробыл Сейфуллин лишь 47 дней – во время контрреволюционного переворота в Акмолинске он с другими работниками Совдепа был арестован и в кандалах отправлен в тюрьму. О всех ужасах и зверствах белогвардейских генералов и атаманов Сакен Сейфуллин узнал не понаслышке, суровые испытания «вагонов смерти» атамана Анненково и омского белогвардейского концлагеря легли на плечи молодого писателя-революционера. Но подобно другим революционерам Сакен Сейфуллин не долго томился в плену и при первой возможности он бежал и скрывался под чужим именем, чтобы после освобождения Акмолинска Красной Армией снова вернуться к своим обязанностям и становится заместителем председателя и заведующим отдела управления Акмолинского исполкома и членом ревкома Киркрая.

Особый вклад Сакен Сейфуллин внёс в дело образования, которое до этого времени оставалось недоступной роскошью для большинства детей.

И вот, в 1920 году тысячи девушек и джигитов стали учиться в 104 школах первой ступени, 3 школах второй ступени, 6 школьных мастерских, 2 технических школах и сельскохозяйственной школе, открытых при самом активном участии Сакена Сейфуллина. Помимо школ людям стала доступна новая уездная библиотека, спектакли и концерты, а также рабоче-крестьянский клуб имени III Интернационала.

В 1922 году Сакен Сейфуллин становится заместителем наркома просвещения и председателем Совнаркома Республики. Работая на столь ответственных постах, он оставался писателем и продолжал писать стихи. Из под его пера вышли сборник стихов «Неукратимый скакун» и драма «Красные соколы».

После смерти В.И. Ленина Сакен Сейфуллин во главе казахской делегации отправляется на похороны в Москву и пишет статью в центральной газете «Известия» «В.И. Ленин и пробуждающийся Восток».

На протяжении следующих лет жизни Сакен Сейфуллин занимал ключевые посты в области просвещения, был председателем академического при Казнаркомпросе, был назначен ректором Кзыл-Ординского института народного просвещения, лектором Ташкентского казахского педагогического университета, руководил литературным объединением казахской молодёжи. В 35 лет он стал доцентом кафедры казахской литературы Казахского педагогического института.

В 1936 году за свой огромный вклад в культуру и просвещение молодого Советского Казахстана Сакен Сейфуллин был удостоен ордена Трудового Красного Знамени и таким образом стал первым казахским писателем, награждённый этим орденом. За годы его жизни Сейфуллином было написано много произведений, призывавших казахский народ к революционной самоотверженной борьбе, но ещё больше он сделал на важной службе у народа и для народа.

Вся героическая жизнь талантливого писателя не помешала устранить его по обвинению в буржуазном национализме и в 1939 году расстрелять в застенках Алма-Атинского НКВД. Писатель-революционер, проживший 45 лет и отдавший себя всего на дело революции, был посмертно реабилитирован, а его наследие должно и сегодня являться образцом поведения для казахской молодёжи.

Современная массовая культура твердит о том, что борьба за свои права – это чужое и навеяно лентяями, нежелающими работать, что счастлив будет тот, кто в тяжкие времена затягивает пояса и ждёт десятилетиями хоть какого-то улучшения условий жизни. И когда наступает пресловутое временное улучшение, то пресса захлёбывается рукоплесканиями в адрес руководства страны, которое благополучно ввергает страну в кризисы, разруху и упадок. Вспоминается шутка о капитане, который сам отдал швартовы, сам поднял якорь, сам отчалил, а потом КОРАБЛЬ сел на мель…

аботать нужно не на начальника в роскошном костюме, а на себя и своих детей, своих внуков и правнуков, как это дело Сакен. А ну ка, джигиты!

Источник: socialismkz.info