Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Еще более туманным и загадочным выглядит стихотворение “Сон”. В нем очевидны скрытые недомолвки, неясные намеки, символические образы. Лирический герой стихотворения “Сон” попадает во сне в сад. Этот сад разбит среди пустыни. Деревья, травы, цветы иссушены зноем и погибают. Лирический герой спрашивает о причинах бедствия у плачущей согбенной лозы.

Лоза поведала лирическому герою печальную историю о хозяевах цветущего сада, которые, поглощенные разладом и раздорами, забросили сад. Проснувшись, лирический герой вспоминает былые дни и с тревогой думает, обречен сад или нет, и связывает свои надежды с неокрепшими ростками, которые должны цвести в счастье, без тоски. Видимо, и здесь можно отметить следование эстетическим принципам символизма. Д. С. Мережковский, один из теоретиков символизма, в книге “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы” писал: “В поэзии то, что не сказано и мерцает сквозь красоту символа, действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами.

Символизм делает самый стиль, самое вещество поэзии одухотворенным, прозрачным, насквозь просвечивающим, как тонкие стенки алебастровой амфоры, в которой зажжено пламя”.

Символика стихотворения “Сон” прозрачна и, в отличие от многих стихотворений символистов, социальна, а идея его демократична. Под садом, засыхающим в пустыне, поэт имеет в виду аульную жизнь.

Хозяева сада - многочисленные баи, бии и другие правители, поглощенные распрей и враждой, равнодушные к народу, к людям, которые, как деревья, травы и цветы под палящим солнцем, засыхают под игом невежества, бедности, патриархально-феодальных пережитков прошлого.