Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Стихи Сейфуллина созвучны и высокой философии Пушкина: “Пора мой друг, пора! Покоя сердце проси стихам о роли и значении поэта и поэзии: “Будь мудр, бескорыстен не ради красы - Народу отдай свои дни и часы”. В стихотворении “Поэт” Сейфуллин продолжает традиции Абая, Пушкина, Лермонтова, подчеркивая, что поэт должен делиться с народом мудростью и опытом, прозреньем и любовью. Слова поэта - нерукотворный памятник, переживающий века, и они - нетленное сокровище для умных и трудолюбивых, для дерзающей молодежи. В стихотворении “Печаль” поэт выражает уверенность, что и после его смерти останутся жить его стихи. Стихи поэта - его надежные друзья, “былого огня уголек золотой”, они прорастают сквозь сердце и душу, они разделяют его горе, они поддерживали его в пути и в несчастьях.

Молодая казахская литература развивалась в основном в русле демократических традиций Абая. Модернистские течения, широко распространенные в дооктябрьский период в России, в Казахстане получили слабое развитие. И все же эстетика модернистов, особенно русских символистов, своеобразно трансформировалась в творчестве национальных казахских поэтов. Главным выразителем этой тенденции был М. Жумабаев.

Не избежал воздействия эстетики символистов в ранних стихах и С. Сейфуллин. В стихах “Тоска” и “Сон” мы видим характерные для поэзии символистов черты: туманно-отвлеченные образы, пессимистическое настроение, тайные темные чувствования. К. Д. Бальмонт в статье “Элементарные слова о символической поэзии” дает такое определение символистов: .. символисты, отрешенные от реальной действительности. видят в ней свою мечту, они смотрят на жизнь - из окна”.

Стихотворение “Тоска” С. Сейфуллина- это такой же взгляд из окна. Поле зрения поэта ограничено личными переживаниями. Юный поэт скорбит в разлуке с любимой, ревнует ее, клянется в вечной любви. Камерные мотивы тем не менее подкупают своей искренностью. Персонаж стихотворения измучен тоской, усталость гнетет его, юность ему уже кажется золотым сном, даль окутана тьмой. Ему неведом конец, уготованный судьбой, и бесконечна скорбь лирического героя.

Несмотря на аксессуары символистской поэзии, на сходство по духу с циклом “Стихи о Прекрасной Даме” Блока, стихотворения Сейфуллина более романтические, чем символистские. Искреннее юношеское чувство, стихийное и романтическое по своей сути, наполняет это стихотворение. Оно характерно для любовной лирики, когда так остры чувства, а разлука с любимой предстает чуть ли не мировой трагедией.