Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

В русской литературе уже были образцы такого политического романа: «Мать» М. Горького, «Железный поток» А. Серафимовича», «Чапаев» Д. Фурманова, но по степени политизации роман С. Сейфуллина далеко превосходит названные произведения. В романе С. Сейфуллина можно обнаружить партийно-правительственные документы, включая и ленинское воззвание «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». Интересно, что в русском переводе опущена подпись под этим документом - Джугашвили (Сталин), которая есть в оригинале. В художественную ткань романа введены выписки из газет, отрывки из писем, протоколы, справки, воспоминания, телеграммы, списки делегатов, резолюции, заявления, приказы - все это говорит о историкодокументальном характере «Тернистого пути», первого художественно-политического романа-эссе, представляющего социалистический реализм в казахской литературе.

Этим можно объяснить агрессивную полемическую направленность романа. Весь обличительный пыл произведения направлен не столько против существующих недостатков или царского строя, сколько на утверждение нового, только нарождающегося социалистического строя. Сейфуллин пытается последовательно провести принцип классовой борьбы и всех героев разделить на своих и чужих.

Но сквозь призму пролетарского интернационализма проглядывает гуманизм Сакена Сейфуллина. Так, например, от смерти в виде самосуда разгневанной толпы мужиков Сейфуллина спасает староста и освобождает пристав. Неоднократно писатель подчеркивает влияние и авторитет Байтурсы нова, Букейханова, Дулатова и других вождей «Алашорды» среди народа, хотя и не скрывает своего резко неприязненного к ним отношения. Он публикует письмо Мустафы Чокаева, которое невольно вызывает сочувствие, и это сопереживание не заглушить довольно бледными негативными авторскими комментариями.

А самое главное - гуманизм Сейфуллина проявляется, когда он рисует простых людей из народа, классово в его сознании нерасчлененного. Романтическая поэтизация этих образов, приводимые примеры фольклорного творчества разрушают самим же Сейфуллиным установленные каноны соцреализма, сообщая произведению заряд гуманизма.

Трагедия Сейфуллина в том, что он начал прозревать, сомневаться в однозначности пользы социализма для народа, в том, что для него мучителен был выбор - народ или социализм. Его обреченность была в талантливости, соединенной с подлинной интеллигентностью, пришедшей в антагонистическое противоречие с тоталитарной системой. И прославляя идеалы социализма, он в поэме «Кзылат» позволил себе усомниться в справедливости деяний «лжеактивистов», как он называл партийно-государственных функционеров, проводивших коллективизацию в Казахстане, приведшей к гибели миллионов казахов. Безнравственность этого деяния потрясает лирического героя.