Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Ожесточенная борьба с национализмом привела к унификации ли-тературы, однообразию тем, мотивов, образов, крайней бедности в выборе художественных средств. Что оставалось делать другим казахским писателям, если даже у основоположника социалистического реализма в Казахстане Сакена Сейфуллина ретивые ортодоксы соцреализма отыскивали националистические грешки, находя в его творчестве влияние отрицательной идеологии («Азия»).

Большую популярность в народе имела поэма “Кзылат” (“Красный конь”). Выступление с этой поэмой было актом гражданского мужества поэта. В начале 30-х годов произошла трагедия казахского народа, которую поэт не мог не заметить. В поэме отражены сложнейшие процессы, происходящие в казахском ауле. Конечно, это не вся правда о голоде и коллективизации. Поэт критикует не социалистическое строительство в деревне, не политику партии, а перегибы и извращения; это своего рода роман “Поднятая целина”, вторая книга, но надо учесть, что Шолохову удалось выпустить ее только в конце 50-х годов, в то время как Сейфуллин выпустил поэму в 1934 году.

В «Тернистом пути» мы видим наиболее ярко выраженные черты новой советской жизни именно потому, что это был первый образец казахской прозы в форме романа-эссе и первое в прозаической форме произведение социалистического реализма. Поэтому так резко и остро ощущается в романе такая типологическая черта соцреализма, как соединение политики с художественностью. Вообще - это насильственная гармония, так как в художественности главное - человечность, а в политике - проблема власти, и в принципе эти две сферы идеологического мышления несовместимы, но в практике социалистического реализма появился такой маргинальный гибрид как политический роман.