Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Творческий путь Сейфуллина тесно связан с его биографией. Сакен (Садвакас) Сейфуллин родился 15 октября 1894 года в кочевом казахском ауле Нильдинской волости Акмолинского уезда. В возрасте 11 лет он был отправлен в шкалу Нильдинского рудника для обучения русской грамоте. Позже поэт вспоминал: “В Нильдсе я провел три года. Уроки я получал, с одной стороны, в школе, с другой стороны - черпал знания из жизни: видел, как работают в кузне, как трудятся люди в шахтах под землей, как тяжело приходится им наверху, где они воздвигают горы из каменного угля и руды; бывал в общежитиях, в домах рабочих, знал их быт. Многое слышал от них. Все это оставило во мне неизгладимые впечатления’. В 1908-1913 годах Сакен учился в Акмолинске (ныне Астане) сначала в приходской школе, затем в двухклассном училище.

В 1913-1916 годах Сакен Сейфуллин учится в Омской учительской семинарии, которую нередко называли Сибирским университетом. Действительно, такие семинарии, по свидетельству академика A. Mapиулана, давали своим воспитанникам “... по-настоящему крепкие знания... Можно сказать - в объеме современных педагогических институтов”. И окончившие ее отличались твердыми знаниями, передовыми взглядами. В этой семинарии вместе с Сакеном Сейфуллиным учился и выдающийся казахский поэт Магжан Жумабаев, с которым Сакена всю жизнь связывала творческая и идеологическая борьба-соревнование. Омск той поры был столицей Казахстана центром бурных политических событий.

Сакен становится одним из активных членов студенческой организации казахской революционной молодежи “Бирлик” (“Единство”), часто выступает на ее тайных сходках, поддерживает связи с революционерами, с писателем-большевиком Феоктистом Березовским. Политическая деятельность поэта вскоре оказывается под пристальным наблюдением охранки, даже педсовет семинарии принимает решение запрещающее отлучаться Сейфулину из интерната после шести часов вечера в течение второй четверти.

В 1914 году он издаст в Казани первый поэтический сборник “Ми-нувшие дни”. В этом сборнике молодой поэт задумывается над судь-бой родного народа, горько сетует на тяжелую жизнь бедняков, на беспросветную тьму невежества, одряхлевшие феодально-патриархальные обычаи. Демократические мотивы раннего творчества Сакена Сейфуллина находятся в одном русле с демократически-просветительским направлением казахской литературы, представленным именами таких замечательных писателей дореволюционной поры, как Султанмахмут Торайгыров. Мухамеджан Сералин, Сабит Донентаев, Спандияр Кубеев. Он становится одним из активных сотрудников журнала “Айкал”, единственного тогда демократического журнала на казахском языке.