Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Разительное несоответствие правды жизни и произведений многих казахских писателей 30-х годов, объясняемое канонами социалистического реализма, только углубляет трагизм в творчестве Сейфуллина, Майлина, Жансугурова, Ауэзова. Зоркая наблюдательность поэтов и писателей граничила со стереотипами классовой бдительности, литературный талант - с наивностью в вопросах политики, смелое новаторство сочеталось с утверждением традиционных мифов социалистического реализма, что и приводило их к восхищению новым политическим строем, к воспеванию вождей, к деформированному восприятию общественного развития и целостной картины мира.

Социалистический реализм является замкнутой художественноэстетической системой со своими критериями ценности. В рамках этой системы создавались как художественно полноценные, так и малохудожественные произведения. Как и всякое литературное направление оно нормативно в силу своих программных установок. Так же как и классицизм, оно отдает приоритет социальным, идеологическим категориям в ущерб главному свойству мировой литературы - ее гуманистической направленности.

Агрессивность, нетерпимость, честолюбие, эгоцентризм преподносятся в эстетике социалистического реализма как классовость, партийность, «высший» этап развития литературы, «народность», правдивое изображение жизни в ее революционном развитии, исторический оптимизм.

Там, где Сейфуллин был наиболее привержен типологическим чертам социалистического реализма, там получались наименее художественные произведения. Это относится к поэме «Социалистан», к его агитационно-пропагандистским произведениям из цикла про батрака Сарсена. А там, где национальное своеобразие и гуманизм Сакена проявлялись ярче всего, там ждали его творческие удачи. Это относится к поэмам «Кокшетау», «Кзылат», к некоторым прозаическим произведениям 30-х годов.
Политическое руководство республики стремилось провести коллективизацию, несмотря на голод начала 30-х годов, унесший жизни миллионов казахов. Оно проводило политику русификации в сфере образования и культуры, жестко борясь против национальных интересов коренного населения республики.