Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Неоклассицизм в Казахстане усугублялся еще и колониальной политикой России, что имело место как в царское, так и в послереволюционное время, когда реформы в области алфавита отрезали от народа целые пласты литературного творчества, а создание идеологических организаций в области культуры обеспечило их жесткий диктат над литературным творчеством.
Социалистическому реализму в казахской литературе противостояли только писатели, которых позже назвали буржуазными националистами.

На самом деле это были писатели, принадлежавшие к различным творческим направлениям, в большинстве своем к критичес-кому реализму, некоторые были привержены модернистским течениям. Только что давший свои первые ростки в казахской литературе критический реализм, конечно, не мог устоять в борьбе с социалистическим реализмом, поддерживаемым государственным аппаратом. Поэтому типические черты социалистического реализма проявлялись в казахской литературе более ярко и более грубо, чем в русской литературе, жестко обостряя трагедию художника, живущего в эпоху тоталитаризма, невзирая на его отношения к принципиальным вопросам.

Одним из свойств социалистического реализма является неоклассицизм. Классицизм - это идеализация изображаемого, доведение его до гиперболизированного совершенства. В произведениях неоклассицизма нет прошлого и будущего, в них есть насильственная гармонизация идеального прошлого с утопическим будущим. Таким и предстает мир в образах-картинах поэм Сейфуллина “Советстан”, “Социалистан”, “Альбатрос”, в циклах агитационных стихов.

Эпоха нового социально-исторического строя требовала своих «гомеров» для создания героических мифов, утверждающих его становление. Эпические песни о Ленине, Сталине, Ворошилове, о других вождях партии и государства могли создавать только очень непосредственные и наивные люди или фанатики нового строя, искренне верящие в его справедливость и гуманизм. Именно такими качествами обладали народные рапсоды и поэты-трибуны, “агитаторы, горланы, главари, революцией мобилизо-ванные и призванные”, обладавшие мифологически-авторитарным складом мышления, удивительно совпавшим с типологическими свойствами социалистического реализма. Потому-то и проявляла заботу партия и правительство о творцах гармонии народа и государства, окружая их целым аппаратом секретарей, переводчиков, референтов, помощников, обработчиков, которые театрализовали действительность, закрывая художников огромным балаганом вымышленной реальности. В этот балаган верили, потому что идеализирована была вся страна.

Массовые шествия, празднества, демонстрации, юбилеи сменяли друг друга, заслоняя от таких поэтов реальность настоящую, порождая у них в свою очередь своеобразную рецепцию, в результате чего из-под их пера выходили произведения с художественной карнавально-условной действительностью социалистического реализма. Но как только возникало не то что прозрение, а малейшее сомнение в социальной справедливости происходящих событий, то художника ждали гонения, репрессии, а то и смерть.