Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

По теме и ее художественному решению поэма Сейфуллина “Альбатрос” перекликается с поэмой Маяковского “Хорошо!”, а главы о Ленине - с поэмой “Владимир Ильич Ленин”. Изложение событий в  исторической последовательности, страстный гимн мужественному и напряженному труду советского народа, жгучая ненависть к врагам - все эти мотивы сближают произведения Маяковского и Сейфуллина. Как и в поэме “Хорошо!”, в “Альбатросе” основные этапы борьбы за построение социалистического государства раскрываются в эпическом плане. Вместе с тем поэма Сейфуллина глубоко лирична, в ней нашли отражение чувства поэта, принимавшего личное участие во многих описываемых событиях. Историко-философское содержание поэмы “Альбатрос” было новаторским для казахской поэзии, несмотря на то, что мы сейчас иначе оцениваем пути и задачи общественного развития.

Творчество Сейфуллина в 30-е годы трудно оценить, если не знать особенностей становления метода социалистического реализма в Казахстане и той социально-исторической обстановки, в которой приходилось работать писателям. Типологические черты социалистического реализма вбирают в себя общедоступность, усугубленную новыми технологиями распространения. Социалистический реализм выступает в мировой литературе XX века как разновидность массовой культуры, со всеми присущими ей типологическими свойствами.

В национальных литературах Советского Союза, особенно в казахской литературе, официально-охранительный тоталитарный характер социалистического реализма усугубляется следующими факторами: во- первых - отсутствием или слабым развитием подлинно демократических традиций, во-вторых - покорным укладом исламской восточной цивилизации, в-третьих - слабостью критико-реалистического направления, в-четвертых - практическим отсутствием нелегальной, подпольной, оппозиционной и даже просто нейтральной литературы и отсутствием эмиграционной литературы. Такое положение усугублялось жестоким подавлением всякого художественного своеобразия и самобытности национальных литератур.

Казахстан был традиционно восточным авторитарным государственным образованием, что усиливалось его колониальным положением. Тоталитарное искусство - это прежде всего охранительно-государственное искусство, в котором политика и художественность насильственно гармонизированы, как при классицизме.

Для Казахстана были не в новость государственные режимы с деспотической властью, и служение муз государственному устройству, времена классицизма еще свежи были в творческой памяти акынов, жырау, салов и сере, составлявших основной творческий потенциал молодой советской республики, где профессиональных литераторов можно было пересчитать по пальцам.