Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Он создает казахский “интернационал”, так можно охарактеризовать стихотворение “Товарищи”, заявляет, что “наша жизнь - экспресс”, призывает всех, “в ком энергия бьется”, выступить в поход, “старый мир оглушая неслыханным громом”. Самолет превращается в его поэзии в сказочную птицу Самурык (“Самурык”), которая поднимет к вершинам счастья трудовой народ. Поэт прославляет автомобиль, призывая мотор пробудить сонные просторы степи. Героями его стихов становятся ткачиха и каменщик, наборщики и строители, кол-хозники и революционеры. Поэзии Сейфуллина присущ небывалый исторический размах, она действует на широких просторах жизни, где зарождались небывалые социальные отношения, кипели новые человеческие страсти. В своей поэзии Сейфуллин предстает перед народом как тонкий лирик, как пламенный просветитель, друг и наставник, как поборник дружбы и братства казахского и русского народов.

Разрушение старого мира, бурное развитие нового мира порождало новые ритмы, стремительную динамику стиха, новые образы. Сейфуллин коренным образом изменил систему казахского стиха, внес немало новаторских принципов в силлабическое стихосложение, обогатил новыми идеями и мотивами, новыми образами и в новыми лицами.

Это особенно относится к поэмам С. Сейфуллина. Своеобразная шести строчная строфа поэмы “Советстан” не только позволяла приблизить звучание стиха к живой разговорной речи, но и сообщала ему особую энергию и динамизм. Чередование двух одиннадцатисложных строк с тремя четырехсложными (к тому же выделенными синтаксически в более или менее самостоятельные единицы), а затем снова с одиннад-цатисложной строкой делала строфу пульсирующей, характерной для стремительно движущегося поезда - сквозного ритма и образа поэмы, олицетворяющего советский образ жизни.

В стихотворении “Белый пес и паровоз” старый голодный пес бежит за паровозом. Некоторые пассажиры не прочь подкормить пса, бросая ему' жирные куски мяса. Но напрасно стремление пса соревноваться с паровозом, который, так же как и экспресс в поэме “Совет- стан”, есть символ новой эпохи. В конце поэмы “Советстан” возникает образ Вожатого, уверенно ведущего состав вперед, через препятствия и преграды.

Образ Вожатого аналогичен образу Христа в поэме Блока “Двенадцать” и однозначно олицетворяет Коммунистическую партию, под руководством которой страна-экспресс уверенно набирает ход по пути к будущему.