Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя


Но в эту праздничную картину очень тонко и осторожно поэт вводит ноты классовой дисгармонии. И нам сразу вспоминаются стихи Некрасова о Волге, реке рабства и тоски.

Но почему не слышишь ты теперь Народный стон, проникнутый тоской?

Так горько упрекает казахский поэт свою родную реку. Политика переселения в Казахстан русских крестьян привела к тому, что казахи были вынуждены покинуть места, на которых веками кочевали их предки.

Ты родиной была нам в дни невзгод.
Здесь кочевал казахский мой народ.
Теперь он стал посмешищем судьбы И, потеряв тебя, в тоске живет.

Умиление от прекрасной реки и степной долины пропадает, потому что чувство горя и тоски, охватывающее лирического героя, трогает нас. Отчаянье и беспомощность рождают в нас сострадание не только к нему, но и ко всему народу, вынужденному покинуть родину В сущности, это стихотворение живо напоминает народные песни-жоктау, которые пели, когда невеста навсегда покидала свой родной аул, как теперь народ был вынужден покидать свои насиженные места кочевий. Эти же мотивы врываются и в пейзажные зарисовки: “Перекочевка на жайляу”, “Пьют кумыс на жайляу”.

Умение выразить заветные мысли и чувства в чисто пейзажной картине отличает поэта. Пейзаж у Сейфуллина всегда развернут и подробен, насыщен бытовыми деталями. Нередко сама природа, вы-ступающая полноправным героем стихотворения, наделена зримыми, конкретными чертами. Это может быть и первый снег, одевающий драгоценным нарядом землю, путешествующий в облаках, покрывающий серебристой бахромой голые ветви, “вечный младенец и ангел беспечный” (“Пороша”), и весенний майский лес (“Майские дни”), и росистый зеленый холм (“На холме”), и осенний день (“Прошедший день”), и весенняя степь (“Побег из тюрьмы”), и летняя ночь (“Любимой”, “В летнюю ночь”). Но главным образом природы является у Сейфуллина образ степи. Для него степь - это символ свободы, воли, родины, матери. Жизнь степи неотделима от жизни народа. Образы степи и коня - сквозные лейтмотивы его поэзии. Рисуя степь, поэт показывает черты национального быта с перекочевками, с табунами лошадей, с лихой джигитовкой (“Перекочевка на жайляу”), с половодьем весенних лугов, с маль-чишками, ищущими птичьи гнезда в зарослях камыша по берегам сон-ных речек, фазанов, скрывающихся в этих зарослях (“Нура”, “Вдали от родины”), с прелестью ожиданья любимой в жаркую степную ночь ( “Любимой”, “В летнюю ночь”), с грохотом копыт скакуна, летящего в степном просторе (“Соскучился я”, “Побег из тюрьмы”), с пастухами, с мальчиками-подпасками, варящими молоко, с кизячным дымом (“Летом в степи”).

В то же время образ степи неразрывно связан с раздумьями поэта об участи народа (“Нура”), скорбным и гневным опаливанием тяжкой доли труженика-бедняка (“В пургу”, “Осень в степи”, “Мой бедный аул”, “В лачуге Жумата в трескучий мороз”).