Сакен Сейфуллин - очерк жизни и творчества писателя

Романтические образы природы в стихотворениях Пушкина “Узник’' и Сейфуллина “Мой крылатый скакун”, безусловно, имеют одну природу. Сидя в акмолинской тюрьме после белогвардейского переворота, Сейфуллин, конечно, вспоминал с детства ему знакомого пушкинского узника: Мы вольные птицы; Пора, брат, пора!”

Спустя некоторое время молодой казах-революционер, поэт-романтик напишет цикл стихов, близкий по мотивам к пушкинскому стихотворению. Характерно, что и стихотворение А. С. Пушкина “Узник” и цикл стихов С. Сейфуллина “В заточении”, “Мольба узника”, “Соскучился я”, “Побег из тюрьмы” имеют определенную биографическую основу. Узник за решеткой, то ли человек, то ли орел, “вольный беркут”, “сокол”, ‘'крылатый конь-тулпар”, “орел молодой” - вот образы, в которые заключенный в тюрьму С. Сейфуллин вслед за Пушкиным воплощает свои мечты о просторе, о воле, о свободе.

Но связь между пушкинским стихотворением и “Моим крылатым скакуном” больше типологическая, чем генетическая. Схожесть символики романтических образов орла и тулпара, моря и степи, неба и простора объясняется общностью принципов построения образа, но в этих произведениях романтизация порождает, с одной стороны, в стихотворении Пушкина крайнее обобщение, доходящее до символа, в то время как в стихотворении Сейфуллина происходит трансформация символа в конкретно- реалистическую картину. Так образ “орла молодого”, товарища лирического героя у Пушкина превращается в символ-концепт, имеющий обобщенно символический характер. У Сейфуллина “крылатый конь” более реалистичен, наделен индивидуальными чертами. Лирический герой Сакена в этом стихотворении связан с образом коня прочными земными узами, конь для него товарищ в конкретном значении понятия, конь для него не сказочный Тайбурыл из народного эпоса, не крылатый скакун - тулпар, в буквальном смысле этого слова, а просто конь - средство достижения свободы, хотя определенный процесс романтизации образа происходит. Орел для лирического героя у Пушкина товарищ только в обобщенно-символическом смысле, а у Сейфуллина конь имеет определенную масть (вороную), он хранит талисман лирического героя, который ездил на нем “оглаживая шерсть боков”, у них одинаковая судьба, одни и те же стремления. И герой, и конь томятся в неволе.

В стихотворении Пушкина активность проявляет орел, он побуждает лирического героя к побегу, он символизирует свободу, он зовет узника в “морские края”, придавая мечте о вазе реальные очертания плана бегства. У Сейфуллина активное начало заложено в образе узника, а конь - это деталь плана, реальное средство достижения свободы, теряющее свое символическое значение.