Сыпыра жырау

Сыпыра жырауСыпыра-жырау, певец-импровизатор. Жил в период правления Токтамыша и Едыге, т.е. в XIV в. Ч.Ч.Валиханов называл его - Сыпжырау. Устно-поэтическая традиция сохранила толгау Сыпырау-жырау в таких преданиях, как "Едыге би", "Легенда о Токтамыше", "Кубугул", и др. Он является автором и героических эпосов: "Ер Таргын", "Едиге батыр", и др. Ученые, занимающиеся творчеством Сыпыра-жырау, считают его автором многих эпических поэм ногайлинской эпохи.

Важным фактором величия творчества любого человека, как известно, является народная память. По народной памяти, Сыпыра был мудрым сказителем. Он прожил долгую и мудрую жизнь. По одним источникам, он прожил 120 лет, а по другим - 180. В его произведениях стих чередуется с прозой, толгау схожи с древними образцами этого жанра, произведения сочинены от первого лица. Он - художник слова, искусно владеющий импровизацией дидактического содержания, например, в эпическом повествовании о распрях Токтамыша и Едыге, отражая исторические реалии борьбы за власть владык Могулистана и Ак Орды, жырау предлагает уничтожить Едыге, чтобы сохранить союз племен.

Жырау давал оценку событиям, происходящим в то время. Если он видел, что от решения правителей страдает народ, мгновенно экспромтом мог сказать все в лицо этому правителю. Он прославлял достойные подвиги батыров. В то же время он мог давать им мудрые советы. Например, в "Ер Таргыне", говоря о подвигах батыра, Сыпыра дает совет Ер Таргыну не жениться на дочери коварного Акша-хана.

При решении споров, проблем народ приглашал Сыпыра-жырау, чтобы тот сказал справедливое решение. И обычно народ довольствовался его решениями.

Творчество писателя Сыпыра-жырау послужило художественным образцом для литературы многих тюркских народов. Например, ногайцы называют его Сыбыра йырау, каракалпаки - Соппсылы Сыпра жырау, башкиры - Сыбрй иырысы, татары барабинские - Сафардау, крымские - Сыпыра-жырау.