![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Шал акын |
Впервые поэтическая слава нашла Шала в пятнадцать лет. У Кулеке был призовой скакун Куренкей, оставшийся еще от старшего брата. Один из сыновей хана Аблая выпросил его на время, чтобы съездить на нем в набег, но потом, увидев необыкновенную резвость и выносливость скакуна, не возвратил в назначенный срок и пытался присвоить его навсегда. Кулеке, захватив с собой сына, приехал в ханскую ставку — Орду. Хан, выслушав просьбу Кулеке, засмеялся: «Ты сам батыр, Кулеке, скота у тебя много. Неужели ты настолько постарел, что приехал по следам какого-то жеребенка в такую даль?» Разговор на этом кончился. Вечером в ауле началось гулянье молодежи, Шал всю ночь веселился со сверстниками, пел песни, катался на качелях. Песни и жыры Шал акына характеризуются философским осмыслением явлений жизни и психологии человека, сопоставлением справедливости и коварства, скромности и алчности, разума и невежества, добра и зла, бедности и богатства. Его лирические произведения покоряют философской глубиной и искренностью. Особое место в творчестве занимает религиозная тема. Поэт утверждал, что многое зависит от самого человека, понимания своего долга, умения делать добро. Об этом множество его дидактические произведения — «Поняв, как дороги отец и мать», «О джигите», «Если джигит всезнайством кичится», «Облик женщины» и др. Шал акын — мастер поэтических состязаний, принимал участие во многих айтысах («Айтыс Шал акына и девушки», «Айтыс Шал акына и байбише», «Айтыс Шал акына и джигита»). У Шала нет стихов, восхваляющих какого-нибудь богача. Народ никогда не слышал, чтобы он говорил скользко, льстиво, неискренне. Наследство Шала, дошедшее до наших дней, — полторы тысячи строк, и среди них нет ни одной строки, которая унизила бы в наших глазах человеческое достоинство акына. Он честно, гордо и по-своему прожил свою жизнь, и в этом секрет широкого распространения его стихов, громкой посмертной славы. Но из произведений Шал того времени сохранились лишь немногие. Исследователи отмечают художественное совершенство выступлений, образность, меткость, находчивость и аллегоричность его языка, выразительность стиля. Многие изречения Шал акына стали крылатыми. В печати впервые стихотворения Шал акына появилось в 1929 году. В 1958 году было опубликовано 8 стихотворений в газете «Қазақ әдебиеті». С 1960 года появляются научные исследования о творчестве Шал акына. Произведения Шал акына включены в сборники «Алдаспан», «Бес ғасыр жырлайды», «Шал ақын». Умер Шал акын в 1819 году, похоронен напротив холма Аютас возле села Сергеевки, могила его затеряна среди многих других старых могил на правом берегу Есиля. Именем Шал акына назван район в Северо-Казахстанской области. |