Мусрепов Габит

Мусрепов Габит Габит Мусрепов, народный писатель РК, родился в 1902 году на территории нынешнего Пресногорьковского района Кустанайской области. Еще в детские годы, обучаясь грамоте в родном ауле, он увлекся литературой. Песни и сказки, знаменитые эпические поэмы «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын», «Кобланды-батыр» поражали воображение мальчика. В 1916 году близкие родственники увозят Габита в Убаганский район и отдают в русскую школу.

Через два года при содействии учителя Бекета Утетлеуова Г. Мусрепов поступает в Преснегорьковскую школу. Годы революции он проводит в этой школе. Позднее, в 1926–1928 годах обучается на рабфаке в городе Оренбурге. Г. Мусрепов в это время увлекается произведениями А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и позже Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова. Особенно захватывает его Максим Горький.

После рабфака Габит учится в Омском сельскохозяйственном институте, работает на ответственных постах в Казахском государственном издательстве и Народном комиссариате просвещения; затем становится редактором газеты «Социалистик Казахстан» и председателем Комитета по делам искусств.

В печати он прошел путь от рядового сотрудника до главного редактора. Уже в 1930-х годах зарекомендовал себя как блестящий журналист. Газета стала для него отличной школой, давшей не только сюжеты для будущих произведений, но и знание жизни, умение видеть и понимать ее. Пьеса «Амангельды», как и одноименный фильм, родилась из газетного очерка. Кроме пьесы «Амангельды» перу Габита Мусрепова принадлежит ряд других драматических произведений. Это «Кыз-Жибек», «Козы-Корпеш и Баян-Слу», «Ахан-сере-Актокты». Мусрепов является одним из создателей нового для казахской литературы жанра – драматургии. Драматические произведения Мусрепова поэтически воспроизводят все чувства человека, мельчайшие изменения в душе и настроении людей, их мечты и надежды, они написаны в лучших традициях мирового драматического искусства.

Начав свой писательский путь с прозы, Габит Мусрепов внес в казахскую литературу крупный вклад в этом жанре. Его романы «Солдат из Казахстана» (1948), «Пробужденный край» (1953) и «Улпан – ее имя» (1976) в первую очередь вспоминаются тогда, когда речь заходит о лучших произведениях казахской литературы. Не сразу пришел он к созданию крупных произведений, а в процессе постепенной, длительной, плодотворной работы накапливал опыт, мастерство и знание жизни. Рассказы и повести, написанные ранее, являлись своеобразными ступенями на пути к романам.

Роман Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана» – одно из первых произведений казахской прозы о Великой Отечественной войне. Отблеск тяжелых военных лет лежит на его страницах. Война «приходит» в книгу Г. Мусрепова просто и буднично: главный герой повествования Кайруш в отделении бойцов, поддерживающих порядок на переправе. Рев моторов, крик автомобильных гудков, споры и ругань – это совсем не то, к чему готовится и чего ждет в первые же дни смертельной схватки с врагом романтически настроенный юноша.

Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией. В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность Г. Мусрепова.

В произведениях Габита Махмудовича Мусрепова проявляются различные грани и особенности таланта. Ему принадлежит крупное эпическое повествование «Пробужденный край», написанное в 1953 году. Это панорамный роман, развернутый во времени, охватывающий события жизни казахского народа на протяжении десятков лет. Роман «Пробужденный край» – выдающееся эпическое повествование, исследование важнейших событий из истории казахского народа. Мусрепов не стремится «улучшить» историю, не старается ее представить одноцветной. Не просто совершается процесс приобщения людей к революционной нови. Крепки еще оковы старых обычаев, нелегко разорвать их древние путы и поднять молодежь на борьбу. Молодые боятся шагнуть в неизвестность. Их предки шли не такой дорогой. Куда она ведет? Степные кочевники понемногу, сомневаясь и раздумывая, приближаются к тому рубежу, откуда начинается мир незнакомый, неизведанный.

В 1976 году Габит Мусрепов подарил читателю новую книгу – роман «Улпан – ее имя». Он стал логическим продолжением и развитием большого цикла лирико-философских рассказов писателя о женщине: любящей, страдающей, борющейся. Габит Мусрепов, как истинный художник, любит гордых, самоотверженных, отважных, привлекательных своим мужеством и непокорностью. Такова Нагима из рассказа «Мужество», Айнакоз из «Материнского гнева», таковы юные орлята из «Сказания об орлах».

Много и плодотворно Мусрепов работал в жанре рассказа. Есть у него рассказы грустные («Аклима»), забавные («Тимка»), с хитроумными, задорными сюжетными ходами – с веселым финалом («Буранная ночь») и финалом огорчительным («Кто стрелял в волка?»), с эпическим размахом («В двадцать четыре часа», «Первый фонтан»). Они внесли значительный вклад в развитие казахской «малой прозы».

Много сделал писатель для приобщения казахского читателя к выдающимся творениям русской и мировой классики. Перевод художественных произведений он считал большой школой мастерства и верным способом идейно-эстетических связей различных народов. Для театра он перевел трагедию В. Шекспира «Антоний и Клеопатра», комедии Ж. -Б. Мольера «Скупой» и А. Н. Островского «Таланты и поклонники». Много и плодотворно переводил он прозу: «Песню о Буревестнике» А. М. Горького, отрывки из романа М. Шолохова «Они сражались за Родину».

Всю свою жизнь большой художник Габит Махмудович Мусрепов посвятил народу, ему он отдал не только свои литературные творения, но и жар сердца, страстность гражданина-борца. Он всегда вел большую общественную работу, тесно был связан с жизнью родного народа.

Велики заслуги писателя в деле укрепления дружеских и творческих взаимосвязей между деятелями культуры стран Азии и Африки как члена Комитета по связям с этими континентами, как инициатора многих интернациональных встреч. Огромный вклад он внес в дело укрепления мира, совершая поездки по различным странам, выступая как страстный публицист.

Своей общественной, публицистической, журналистской, литературной деятельностью Габит Мусрепов внес неоценимый вклад в развитие культуры родного народа.

В казахской советской литературе Габит Мусрепов навсегда останется как один из ее зачинателей и талантливейших деятелей, а в сердце и памяти казахского народа – как верный сын, никогда не изменяющий правде летописец народной жизни.